Карта сайта
25 сентября 2017, 09:36

Владимир Константинов: В Крыму произойдёт полная «пересменка» власти

Своими оценками итогов прошедших на полуострове дополнительных выборов в представительные органы власти разных уровней и стратегическими планами на большой политический сезон поделился с корреспондентом «Крымской правды» секретарь Крымского регионального отделения партии «Единая Россия», председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов.

- Вы видели процесс изнутри и потому нашим читателям будут интересны ваши впечатления от кампании. Что получилось, а что - не очень?

- Могу сказать, что выборы – любые – обладают одним удивительным свойством: они всегда преподносят сюрпризы. Этот закон действует без сбоев. Настроение людей меняется, и как бы хорошо не готовились мы к выборам, всегда есть место для неожиданностей. Всё предусмотреть невозможно. Но в целом дополнительные выборы прошли успешно для партии, мы победили с большим запасом. Мы – зрелая организация, опыт политической борьбы у нас достаточно большой, поэтому мы относились к этим выборам серьёзно, несмотря на то, что они дополнительные. Уровень доверия к власти остаётся достаточно высоким, хотя мы работаем уже три года. Это позволяет власти чувствовать себя достаточно комфортно с одной стороны, а с другой стороны, нужно хорошо понимать, что любой кредит доверия не бесконечен.

Примерно о том же говорит и результат в целом по Российской Федерации: в среднем явка от 41 до 45 процентов - достаточно высокая. Международные наблюдатели не нашли существенных нарушений, хотя следили за ходом голосования весьма тщательно. Это - уверенная победа «Единой России».

Теперь по Крыму. Во-первых, эти выборы – последний тест на зрелость перед началом большого политического сезона – от президентских выборов 18 марта до парламентских выборов 2019 года, после которых произойдёт полная «пересменка» власти в Крыму – отместной до региональной.

Выборы президента для нас имеют особое значение,у нас совершенно особое отношение к нему, не такое как в других регионах. Его рейтинг в республике высочайший. Это связано с судьбой полуострова, нашим историческим и цивилизационным выбором, который стал возможен именно благодаря ему. Президент - наш герой.

- Тут и дата символична – 18 марта…

- Да, в Крыму каких-то дополнительных усилий уже и не требуется. Больше сделать для нас, чем президент уже сделал, пожалуй, невозможно. Конечно, всё это не значит, что работать не придётся. Просто для Крыма будет отдельная стратегия с учётом нашей специфики. Не мы определяем эту стратегию, но мы будем принимать самое непосредственное участие в её реализации. И сделаем всё от нас зависящее, чтобы результат в Крыму оказался одним из самых высоких в Российской Федерации.

Что касается выборов 2019 года, то, конечно, уже сейчас все наши действия должны координироваться исходя из этой даты. Подготовка к перезагрузке власти должна быть тщательной.

- То есть существует уже какой-то план этой будущей «перезагрузки»?

- Вот мы над ним и работаем сейчас – на основе анализа результатов трёх лет работы. Некоторые выводы уже сейчас можно делать. Могу привести примеры. Город Керчь. Там два скандала со сменой главы администрации. Мы отдаём себе отчёт в том, что выбор партии в данном случае оказался неудачным. И пришлось ошибку исправлять. В Керчи уже произошла перезагрузка власти - смена председателя Совета и главы администрации. И на этом фоне проходили выборы, на них получен хороший результат, причём в условиях серьёзной конкуренции. Там развернулась настоящая борьба, соперники шли, как говорится, «ноздря в ноздрю», даже использовали наши лозунги… Было интересно проводить эти выборы.

Вместе с тем выборы в Керчи высветили ряд проблем. В том числе – в образовательной сфере: первое сентября, а школа находится в ремонте. В сфере здравоохранения: вторая поликлиника работает, хороший руководитель и дружный работоспособный коллектив, а на первую поликлинику люди постоянно жалуются - там проблема на проблеме. Это всё – недоработки управления. Новым главам Совета и администрации придётся всё это исправлять за предшественниками.

Типично крымская проблема: местные руководители смотрят на Аксёнова и ждут, когда глава республики всё за них сделает, вместо того, чтобы сформировать свой образ будущего для региона и выстраивать его. Вот скоро будет готов мост, пройдёт мимо города автомагистраль, а каково будущее города? Вот на этот вопрос власть обязана была дать гражданам внятный ответ – как будет развиваться Керчь в качестве транзитного узла. Показать, что это не проблема для горожан, а новые возможности. Мировой опыт показывает, что транзит всегда предполагает развитие, увеличение доходов в бюджет. Но само собой всё это не придёт в руки – нужно выработать конкретные предложения, проекты. Нужно поработать. И власть обязана была этим заниматься.

- Вы упомянули главу республики, он, уже после единого дня голосования, анонсируя отставку главы администрации Ленинского района, говорил почти вашими словами - там не было предложений по развитию территорий в связи с будущим введением в строй автотрассы федерального значения…

- Да-да, в Керчи ситуация складывалась аналогичная. Тем не менее, в городе позитива больше, чем негатива, это бесспорно. Запущен завод «Залив», а это – базовое предприятие, у него хорошие перспективы развития до 2025 года. Это - тысячи рабочих мест. Создана Морская дирекция – почти 700 сотрудников. Хорошее предприятие с пристойными зарплатами. Начал работать завод Войкова, там не всё гладко, есть нерешённые проблемы, но долги по зарплате сокращаются, предприятие стало выпускать продукцию. В социальной сфере есть положительные перемены - строительство дошкольных учреждений, школы. Перемены к лучшему очевидны. Главное сейчас – предложить перспективную программу развития города.

В Ленинском районе более серьёзные проблемы. И виновата в этом власть, которая не справилась со своими задачами. Поэтому вполне логична отставка главы администрации. Кроме того, мы отмечаем и слабую работу председателя районного Совета. А председатель поселкового Совета и вообще вдруг начал поддерживать кандидата от другой политической партии, за что был исключён из партийных рядов по решению местной парторганизации. И он сам, и ещё несколько человек. Такой вот постыдный случай политического предательства у нас обнаружился. Всё это говорит о серьёзном кризисе в руководстве и партийной организации региона. Мы этот кризис обнаружили не вчера, там была произведена чистка рядов, смена руководителя парторганизации, организация заработала. А сейчас экзаменом для неё станут выборы главы администрации района. Кандидат от партии на эту должность должен сочетать в себе лидерские качества и профессионализм руководителя. А уж помогать, поверьте, есть, кому. Мы, республиканская организация, принимаем на себя часть ответственности за ситуацию, которая там сложилась. К сожалению, трагически ушёл из жизни наш товарищ, депутат Госсовета Юрий Витальевич Шевченко, который сам был выходцем из Ленинского района, хорошо знал особенности региона и выступал его активным лоббистом. А сейчас проблем там очень много.

Мы промониторили состояние системы образования в Ленинском районе и увидели много совершенно неприличных вещей – таких, как отсутствие нормальных систем отопления, отсутствие спортзалов в школах.

- Я правильно понял, в школах не было спортзалов? Совсем?

- Да. Это совершенно неприличная ситуация, дикая. Такого не должно быть в принципе! Мы три года в России и, оказывается, не можем спортзал детям сделать. Кого воспитает, кого выпустит такая школа? Это даже не проблема, это - авария, которую нужно немедленно устранять.

Невероятное количество жалоб пришлось выслушать на качество медобслуживания в Ленинской ЦРБ. Когда мы собрали коллектив, выяснилось, что там и в коллективе проблемы. Мы получили огромное количество жалоб медработников на главврача, на его некомпетентность, рекомендовали Минздраву разобраться в ситуации. На месте работала комиссия, теперь ждём решения министерства.

При этом в городской больнице Керчи №2  - руководитель на своём месте, коллектив адаптировался к системе медицинского страхования и нормально работает. И внутри коллектива все диспропорции устранены. Значит, проблема в руководстве, а не в людях.

И действительно, местными активистами и предпринимателями региона делается много хорошего. Мы объездили весь район и убедились в этом. Но из личного общения с людьми я вынес твёрдое убеждение, что люди очень точно чувствуют слабость властей на местах. Вот, например, одна женщина рассказала, что председатель Совета, не буду пока называть, какого, у них «не местный» и появляется только по официальным и торжественным поводам, а в остальное время его не видно и не слышно. Конечно, что это за руководитель и что в таком поселении будет меняться к лучшему? И таких примеров, увы, достаточно. Вот трава не покошена в селе - что для этого нужно? Федеральная программа? Вмешательство главы республики? Постановление Госсовета? Нам предстоит очень большой объём работы с кадрами именно на местном уровне.

Из проблем можно назвать затяжной кризис с главой администрации в Щёлкино, который тоже сказался на результатах выборов. Всё это мы должны учитывать при проведении выборов в Ленинском районе.

- В Симферополе тоже началась перезагрузка в администрации, это сказалось?

 - В Симферополе дополнительные выборы прошли успешно. Наш кандидат набрал более 70% голосов. Это уверенная и вполне заслуженная победа. У нас тут крепкая партийная организация. Несмотря на все сложности с перестановками в городской власти и напряжённые отношения между руководством города и его жителями парторганизация работает активно и успешно. А кадровый вопрос уже решается и на этой неделе будет назначен новый глава администрации. Симферопольцы получат шанс на новую власть, которая будет более эффективной и менее бюрократизированной.

А вот в Бахчисарайском районе наш кандидат победил, но результат не очень, на мой взгляд, убедителен – 42%.

- А сколько набрал ближайший соперник?

- 34 процента.

- Но ведь это отрыв достаточно заметный. Разве нет?

- Победа вполне законная, запас прочности есть, но сам результат нас не устраивает, мы называем это «ноздря в ноздрю». Причём такой небольшой, по нашим критериям, разрыв - не столько заслуга конкурента, сколько недовольство действиями власти. Так называемый протестный эффект. Бахчисарай у нас тоже не самый благополучный регион. Там тоже был кризис местной власти - мы поменяли главу администрации, и с городским Советом есть проблемы. В Бахчисарайском районе тоже произошла смена главы администрации. Местная управленческая команда там находится в стадии формирования, отсюда и такое неоднозначное отношение избирателей. Тамошним руководителям ещё предстоит заслужить доверие граждан.

- Если говорить о «протестном эффекте» то к нему иногда причисляют и относительно низкую явку. Хотя, к примеру, тот же европейский опыт показывает, что низкая явка - нормальное явление в условиях стабильности. У нас при всех недостатках, которые вы перечислили, политическая стабильность очевидна. При этом в моменты важного исторического выбора - в 1991-м и в 2014 годах явка, что называется, зашкаливала. А как вы оцениваете такой уровень активности избирателей?

- Мы прошли уже достаточно много выборных кампаний разного уровня, инаш опыт показывает, что на дополнительных выборах всегда ниже активности избирателей. Связано это со многими факторами. Не в последнюю очередь с тем, что сама кампания не имеет республиканского размаха, люди меньше информированы, гораздо меньше задействовано предвыборной рекламы и средств агитации. Нужно понимать, что в наших условиях мы получили вовсе не низкий результат. Напротив, это высокий уровень явки – для дополнительных выборов в Крыму.

- Ну многое зависит от точки отсчёта. В сравнении с уровнем явки в Мордовии, мы всё-таки выглядим бледновато…

- А посмотрите на показатели Москвы и Санкт-Петербурга. И ещё раз напомню, у нас были не полномасштабные, а дополнительные выборы.

- Да, на фоне показателей двух столиц мы выглядим вполне презентабельно.

- Тем не менее, расслабляться нам, конечно, нельзя. Протестный эффект есть, но это не трагедия, а нормальная реакция на власть. Кому-то не нравится вся власть оптом, кто-то недоволен действиями конкретного начальника: «вот не почините мне кровлю, не проголосую за вас». Это – нормальные отношения власти и избирателя. Вопрос в балансе этих отношений. Мне довольно часто приходится объяснять корреспондентам федеральных СМИ, что наш выбор давно сделан, мы уже стали российским регионом, и люди вправе требовать от власти реальных действий, соблюдения своих гражданских прав. Патриотизм, любовь к Родине тут совершенно ни при чём. Это претензии не к России, а к местной власти. Избиратели от нас требуют решения своих будничных проблем. И зачастую вполне справедливо требуют.

- Отчасти провокационный вопрос: не скучно ли вам без оппозиции? Ведь политическая палитра Крыма сегодня довольно однообразна. Политических соперников - партий, способных предлагать альтернативные политические проекты как-то не видно. Кстати от имени именно партий вас ведь почти не критикуют даже. С критикой выступают, в основном, общественники.

-Давайте тогда смотреть на ситуацию не так узко, раскроем всю палитру. Сегодня ведь Крым по-прежнему в центре внимания СМИ и политических сил всей России. И критики мы слышим очень много. Сразу по множеству направлений: кадровые вопросы, реализация ФЦП, эффективность власти. И для того чтобы слышать эту критику, совершенно необязательно чтобы кто-то нам «на ухо кричал» непосредственно тут на полуострове. Критика набирает обороты, и мы приходим к ситуации, когда действия власти вообще не хвалят. Как хорошее обслуживание в ресторане не запоминается - вышел и забыл. А вот плохой официант, плохая еда обязательно запоминаются и вызывают возмущение. Так что хвалить нас мало кто будет, люди будут дорожить властью и отдавать ей должное. И это не плохо.

Могу привести в пример Краснодарский край. Это устойчивый стабильный регион, один из лучших по многим показателям. Но внутри там тоже не всё так просто, проблем хватает, я это знаю не понаслышке. Выборы показали хороший уровень явки, «Единая Россия» там победила с результатом свыше 70%. Есть ведь другие партии, пожалуйста, выбирайте оппозиционеров, пусть критикуют, предлагают свои альтернативные варианты тех или иных решений. Но нет этого.Понимаете, наша ментальность так устроена. Это западному избирателю обязательно нужно чтобы сидели двое противников под разными флагами, поносили и обличали друг друга – как сейчас на Украине. А нашим избирателям не требуется смены флагов, они скорее хотят, чтобы мы в самой партии кого-то поменяли. И выборы подтвердили этот запрос на обновление в партии. У нас уже есть очень хороший эффективный инструмент отбора – предварительные выборы. Нужно проводить их с большим масштабом. От людей в партии очень много зависит. Если человек некомпетентен, малоактивен, не слишком хорошо умеет говорить – это сразу экстраполируется на всю партию. Поэтому внутрипартийная конкуренция для нас жизненно необходима.

- Сегодня социальные сети стали важнейшим инструментом изучения общественных настроений, воздействия на общество и, разумеется, инструментом политической борьбы. Пока мы видим активность общественников, официальных органов власти, действующих депутатов разных уровней, но практически не видим там местных организаций оппозиционных партий. Собираетесь ли вы этим инструментом пользоваться в предвыборной кампании, есть ли какая-то партийная стратегия использования соцсетей? И нужна ли она? В общем-то, поскольку политическая оппозиция довольно пассивна, вам там не с кем «воевать».

- Нет, мы эту работу начали. Не могу сказать, что эта среда для нас новая и незнакомая, но сейчас мы ставим перед собой задачу вывести работу в соцсетях на новый уровень. Есть такая программа. К настоящему времени её реализация только начата, а к 2019 году она будет развёрнута полностью. В отличие от других партий, у нас есть уже определённый образ. Партия власти – это солидность. Соответственно мы не должны ввязываться в склоки и скандалы, как бы нас к этому ни провоцировали. Мы будем предлагать обществу и своим оппонентам серьёзные дискуссии по действительно важным для республики проблемам.

Нужно отметить, что в отличие от других мы - довольно идеологизированная партия. Я имею в виду, в первую очередь, крымское отделение «Единой России». Мы пришли в Россию из референдума на очень высоком эмоциональном патриотическом порыве. Это всё не было политтехнологией, мы были совершенно искренни в своём выборе. Вот эта искренняя убеждённость в правильности своего пути – наше природное достояние, которое нужно беречь и сохранять. Это базовые ценности, от которых мы ни в коем случае не должны отходить. Мы шли в Российскую Федерацию не за экономическими условиями, строительством дорог и обновлением инфраструктуры. Всё это пришло уже потом. Мы шли по искреннему убеждению. И пока оно у нас есть, наша партия всегда будет иметь преимущество перед другими. Но конечно, это главный, но не единственный источник нашей силы. Мы должны показать себя профессионалами и при этом не отказываться от конструктивных дискуссий. Критикуете нас за состояние дорог? Подскажите, как сделать лучше. Критикуете нас за то, что в городе грязно? Предложите более эффективную схему уборки и вывоза мусора. К таким дискуссиям мы всегда должны быть открыты и даже будем сами их инициировать. При этом, нравится нам или нет, мы принимаем на себя ответственность за действия наших партийных назначенцев на местах. В том числе в тех случаях, когда ошиблись с выбором кандидатур. Я уже приводил такие примеры. К сожалению, ошибки в кадровой работе неизбежны, мы их признаём и стремимся исправлять. Очень плохо, когда на местах люди не могут самоорганизоваться и ждут что им покос травы и вывоз мусора организует Аксёнов или Константинов. Приезжаем в регион а нам вместо того чтобы рассказать о проделанной работе претензии предъявляют – почему у нас грязно и трава не скошена. Так, конечно, далеко не везде, но отдельные случаи есть.

- Мой ялтинский коллега написал вам письмо с официальным запросом, когда последний раз собирался созданный вами же Совет непарламентских партий. По этой логике, выне только покос травы в сёлах должны обеспечить, но и оппозицию должны организовывать себе сами.

- Так ведь мы и организовываем. Этот Совет ведь создан по нашей инициативе. Но вот заставлять участвовать в общественно-политической жизни республики мы никого не станем. Это было бы смешно. Если они, наконец, самоорганизуются, и им нужна будет встреча, я всегда готов участвовать в любых дискуссиях. Что такое оппозиция? Это ведь не просто группа людей, это, в первую очередь, идея. Так сформулируйте её. Идея «Единой России» всем известна. У вас есть какой-то альтернативный проект? Покажите.

Помните, при Украине были партия Тимошенко, партия Ющенко, которые вели нас на Запад и для меня ничем существенным не различались. Это понимал и каждый крымчанин, в том числе те, кто отдал за них голоса. Таких было очень мало в Крыму, но они делали свой осознанный выбор. Им казалось, что кто-то из Швейцарии приедет, повысит им зарплаты, уберёт мусор, отремонтирует дороги и тротуары. Такой вот политический инфантилизм меня всегда поражал. Свой путь можно пройти только самостоятельно. И он будет свой, не швейцарский, не сингапурский, а свой собственный путь - к хорошим дорогам, честным полицейским, справедливым судам, чистым тротуарам и высоким зарплатам. Этот путь мы должны пройти самостоятельно, я в этом глубоко убеждён. И начинать надо с себя, чтобы улучшить мир вокруг нужно самому стать лучше.

А что касается оппозиции, в России есть 4 парламентские партии со своими программами. В чём-то согласны друг с другом, в чём-то нет. ЛДПР у нас представлена в Госсовете. Диалог у нас налажен, хотя и не слишком активный.

- Подытоживая можно сказать, что и остальные партии непарламентские могут поучаствовать в дискуссиях, которые вы инициируете, и путь к диалогу для них не закрыт?

- Конечно. Мы всегда открыты для конструктивного диалога.

- Последний вопрос. Вы - партия президента? Я спрашиваю лишь потому, что время от времени появляются желающие использовать этот лозунг «секретные гвардии президента», «политические спецназы президента» и так далее.

- Президент – основатель и почётный председатель партии. Это невозможно ни отнять у нас, ни позаимствовать. Но мы никогда этим не злоупотребляем. У нас достаточно высок авторитет региональных организаций, он позволяет не паразитировать на авторитете президента, а усиливать и поддерживать его. Президент, вероятно, скоро предложит свою предвыборную программу, в которой даст ответы на основные вызовы современности. Это не будут какие-то общие слова, а будет тщательно проработанная с привлечением экспертного сообщества программа действий по каждому направлению. И мы с вами будем её выполнять.

Беседовал Николай Филиппов.

Ссылка для блогов