Республика Крым
Регион не найден
Версия для слабовидящих

«Крымская весна»: как это было. Оборона Чонгара

13 марта 2015, 12:55
Ровно год прошел с тех пор, как наш полуостров вошел в состав Российской Федерации, воссоединился со своей исторической Родиной. Эти события были поистине эпохальными, судьбоносными, навсегда отпечатались в памяти крымчан как великая дата. «Крымская весна» - так в политических кругах называют события марта 2014 года, происходившие в Крыму. Есть много людей, наших односельчан, которые защищали нас в это сложное время, отстаивали собственные и общественные убеждения, принимали неординарные, судьбоносные решения, а в целом - творили историю. Историю Великой России.

Вашему вниманию мы представляем всего несколько воспоминаний участников тех событий, рисуя картину происходящего и пытаясь переосмыслить пройденное.  Валентин Войненков, ныне атаман казачьей общины «Станица Нижнегорская» - один из них, рассказал как это было…

- Мы все прекрасно знаем, что примерно в то же время, год назад, на Украине ситуация была накалена до предела, в Крыму чувствовалось не меньшее напряжение. Валентин, расскажите, пожалуйста, а что у нас в районе происходило тогда?

- Конечно же, наши земляки не сидели, сложа руки. Развитие событий в Киеве не сулило Крыму ничего хорошего, а попытки отдельных политиков и целых национальных групп дестабилизировать обстановку на полуострове сами подталкивали население к мобилизации и объединению  в отряды самообороны. В нашем районе, одном из первых образовалась инициативная группа парней под руководством известных общественников и военных поисковиков - Александра Петрова и Сергея Самбурского, установивших в центре посёлка блок-пост  с первоочередной задачей охраны памятника Ленину, и как оказалось совсем скоро - со стратегической задачей объединения вокруг заветной цели. Вот как раз в те дни и была заложена основа казачьей общины, теперь уже знакомой всем нижнегорцам. Мы взяли на себя патрулирование улиц посёлка и охрану общественных мест. Каждый день наш отряд «приростал» добровольцами, составившем в дальнейшем костяк казачей общины «Станица Нижнегорская». Это были славные дни- когда сомнения, отчаяние и даже страх силой духа, веры, команды переросли в небывалый героизм и единение. Среди  членов отрядов самообороны, волонтеров, казаков и просто неравнодушных граждан  были люди разных  возрастов и национальностей, политических взглядов  и религиозных убеждений, но всех объединяла одна цель – не допустить кровопролития и поддержать порядок в районе. На протяжении всех этих тревожных дней, вплоть до самого референдума, наши герои-нижнегорцы  одним лишь своим присутствием   вселяли уверенность и надежду на лучшее.

Зададим вопрос и Дмитрию Бизюку, бойцу крымской самообороны, участнику исторического и трагического митинга у стен крымского парламента 26 февраля 2014 года. Дмитрий, какие чувства владели Вами в те часы, что привело нижнегорцев в столицу тогда ещё автономии и не казалось ли Вам, что столкновения были «срежиссированны» извне?

 В Симферополь меня с ребятами привело желание отстоять честь Крыма и большинства его жителей. Мы несколько недель в прямом эфире наблюдали за подготовкой, а потом и проведением государственного переворота в Киеве, и всеми силами старались не допустить повторения событий в родном Крыму. Новому руководству Украины было необходимо в считанные дни поставить Крым на колени, не дать конструктивным силам автономии и рядовым крымчанам взглянуть в сторону России и тем самым погасить бунт и недовольство происходящим  на всём юго-востоке тогда ещё единой страны. Для этих целей и была разыграна самая опасная и кровавая карта в мировой политике - национальная. Верхушке крымскотатарского меджлиса киевскими гауляйтерами экстерном были розданы высокие посты и должности, а те в свою очередь, путём обмана, прибегли к помощи простого народа для расчистки пути к вожделенным креслам. Вековая история, к сожалению, многих не учит, и они, ведомые заокеанскими кукловодами с криками и лозунгами из священных книг, с истерией и ненавистью бросаются в бездну беззакония и грехов, неприемлемых ни одной религией мира. Я видел глаза своих оппонентов, стоящих в шеренгах  лицом к лицу к защитникам крымского парламента. В них не было страха, но не было и уверенности в правоте мыслей и действий. Эта уверенность была лишь в глазах и умах тех, кто стоял далеко за ними - там, в последних рядах, в прямом смысле с тыла подталкивающих первых, простых, многих нам знакомых ребят на преступления. Противостояние длилось, казалось вечность, вот-вот могли прозвучать выстрелы, но когда численное преимущество защитников автономии начало прибавляться за счёт прибывших севастопольцев, полевые командиры сторонников переворота как будто растворились, оставив митингующих на едине со своими мыслями и совестью. Я считаю очень важным, что мы, нижнегорцы, были там и  не сломились в те напряженные часы. Не сломились - и значит не дали разгореться межнациональному конфликту.

Наши  следующие собеседники - Вячеслав Шевченко и Виталий Гайворонский, сегодня руководящие  Митрофановским и Садовским сельским советом соответственно, а в те дни -  довольно успешному предпринимателю и педагогу, бросившим  бизнес и отложившим занятия ради защиты границ родной земли.

- Скажите, ребята, чья заслуга в том, что нижнегорцы первыми перекрыли Чонгар, и отдавали ли вы тогда себе отчёт в том, что по сути стоите на боевой передовой?

- Вячеслав: «Заслуга во «взятии» Чонгара - это заслуга команды, взвода добровольцев, среди которых были люди разного возраста, национальностей и социальных групп. Были среди нас, первых прибывших на блокпост даже девушки. Кстати, именно присутствие среди защитников Чонгара представительниц слабого пола вселяло уверенность во многих мужчин и не позволяло им даже думать об отступлении. В памяти до сих пор митинг перед выездом на границу республики- ещё не известно, кто захватил Совет Министров и Верховный Совет Крыма, информация противоречивая и тревожная, знаем что в сторону Крыма движутся колонны военной техники, знаем что и в самом Крыму не все спокойно- чего только стоят десятки украинских воинских частей с прямым подчинением Киеву… И всё же, увидев лица простых нижнегорцев, пришедших на митинг у памятника Ленину, видя среди присутствующих седых ветеранов и совсем молоденьких мам с грудными детьми понимаем, что мы  должны быть там именно сейчас, и от нас зависит будущее Крыма. Сборы были недолгими- благословение посельчан, и мы уже мчим на север полуострова- на встречу опасности, долгу, России…»

- Виталий: «По приезду осмотрелись, заняли позиции, благо большинство служили в армии и не забыли навыков. На покинутом милицией посту ГАИ закрепились бойцы Севастопольского «Беркута». Если бы видели этих ребят- обожженные, раненные, в рваной униформе но с оружием в руках и самое главное- уверенностью в глазах. Их было всего около десятка, но они стоили сотен! Отстаивайте же Севастополь!- сказали  они, при встрече, словами легендарного адмирала Корнилова его не менее героические потомки. Отстоим и весь Крым!- ответили мы, обнявшись. Закипела работа. Первым делом заблокировали проезжую часть грузовиками, покрышками, мешками с песком и бетонными блоками, которые как оказалось, командой передвигаются не хуже подъёмного крана. Дальше были окопы, укрытия, палатки и конечно полевая кухня. К приходу подкрепления из соседних районов мы уже могли похвастаться сносными бытовыми условиями, если таковые возможно создать в сивашской степи с её сыростью и постоянными ветрами…»

Теперь вопрос главному «кормильцу» Чонгара - Алексею Диковскому, который по рассказам очевидцев по нескольку суток не отходил от котла, готовя пищу сначала на десяток, а позже- и на две сотни защитников.

- Алексей, это правда, что Вы даже спали под полевой кухней, боясь оставить свой «боевой пост», и кто определил вас на кухню?

- На чонгарской кухне я с первого до последнего дня обороны. Принял пост 27 февраля и сдал 29 марта, когда военные и пограничники установили стационарную столовую. А попал на «камбуз» к вечеру первого дня. Закончились сухие пайки, привезённые из дома, и на вопрос кто будет готовить на утро, от уставших за день ополченцев долго не следовало ответа. Тогда я  встал и ответил «Я!». Так и повелось. Кухню почти не покидал, потому как только я наловчился работать с её дизельными горелками. Бывало прикурнёшь на пять-десять минут у тёплого борта котла- и опять в бой,  то есть в чан. Только раз выехал в Нижнегорск- когда случайно обдал ногу кипятком. Привезли меня в больницу. Врачи спрашивают что случилось? Я в ответ –ожог, врачи - Какой ожог? А ребята хором «Политический!» Да, без юмора нельзя. А еды хватало всем, простые нижнегорцы очень сильно помогали. Через день приходила машина с продуктами, передавали очень много вещей, средств гигиены, да что говорить, передавали даже детские рисунки и самодельные флаги! Нижнегорцам низкий поклон, мы ощущали ваше присутствие вместе с нами там, на Чонгаре. Спасибо!

Пришло время задать вопрос и одному из организаторов февральских событий в нашем районе главе района-Александру Петрову.

- Скажите, Александр Валериевич, что для Вас значат события годовой давности, и чтобы вы сделали по другому в тот момент, переосмыслив события сейчас?   

- События весны 2014 года для меня- это без преувеличения цель всей жизни, то, к чему я, как надеюсь и большинство крымчан стремились многие годы и десятилетия, приближаясь и удаляясь от своей мечты в зависимости от настроений и политического курса того или иного  руководства  Украины. Россия была для нас очень близка- нас разделял всего лишь керченский пролив, но в то же время она была на столько далёкой, что иногда казалось что родственные узы утеряны навсегда…Как не банально звучит, но двух сестёр, два братских народа всегда старались рассорить далёкие, заокеанские «соседи». Последнее десятилетие было наиболее сложным в истории наших государств. Россию пытались сначала обанкротить, потом перекупить, задушить внутренними междоусобицами, либо банально споить. Все эти действа давали результат, пока к руководству в стране не пришел человек, поставивший точку в долгой истории развала державы и начавший процесс возрождения Великой России. Имя этого человека - Владимир Путин, наш Президент и без преувеличения Спаситель, ведь не прийди он на помощь Крыму в то сложное время- трагедия пострашнее донецкой постигла нас уже в феврале 2014. События последнего года на Украине- это не передел власти, не борьба за демократию или путь в Европу. События на Украине- это способы выхода на Путина, его нейтрализации и устранения. Не получилось и не получится никогда, потому что мы сильны, мы смелы и главное - едины. Только сейчас, по прошествии года после событий, названных многими «Крымской весной» можно с уверенностью сказать что мы вместе с нашими лидерами- Владимиром Путиным, Сергеем Аксёновым и Владимиром Константиновым справились с поставленной задачей, задачей которая для некоторых не видна была сразу, а для других казалась невыполнимой. Нижнегорцы выполнили поставленную руководством, а может уготованную судьбой задачу, закрыв Чонгар, выстояв под стенами парламента, сохранив памятник Ленину или просто, порядок в родном селе, а вместе мы совершили колоссальную работу, сродни подвигу- вернули Крым в «родную гавань» и преумножили славу нашей Великой Родины-России.

Что хотел бы поменять в прошедших событиях? Абсолютно ничего. История не любит вмешательств, ее нужно изучать, а не менять. А менять мы с вами будем будущее - менять в лучшую сторону, благо опыт такой у нас с Вами, нижнегорцы уже есть!

 

 Беседу провела Ирина Швайко

Общественная приемная