Карта сайта
3 октября 2019, 15:23

«В Крыму мечты сбываются - доказано жизнью», - В. Константинов

О задачах, стоящих перед обновлённой командой республиканской и местной власти в начале второй пятилетки российского Крыма, рассказал «Крымской правде» Секретарь Крымского регионального отделения партии «Единая Россия», Председатель Государственного Совета республики Владимир Константинов.

- По итогам выборов в составе крымского парламента вновь появилась оппозиция. 15 мандатов - это уже достаточно заметное представительство. Что будут делать оппозиционные депутаты?

- С философской точки зрения это говорит о том, что Крым окончательно сформировался политически как субъект Российской Федерации. Теперь мы похожи на любой другой регион. Ведь то, что произошло в 2014 году - это феномен, дважды такое не повторяется. То, что мы имели, скажем откровенно, абсолютную монополию, это не самое хорошее лицо парламента.

- Но, возможно, с учётом колоссального объёма задач, которые тогда стояли перед законодателями - адаптация законодательства под стандарты Российской Федерации - это было оправдано?

- Да, в тех условиях это было отчасти оправдано. Но для парламента это всё-таки не нормально. Теперь у нас есть подавляющее большинство. С одной стороны, мы в состоянии принимать любые решения без оглядки на оппозицию. С другой стороны, у нас есть открытая трибуна для оппозиции, голос которой теперь будет слышен. И это хорошо. Так сегодня работает вся Россия. Лично меня такая ситуация ничуть не пугает, потому что я сформировался как политик в украинском периоде, когда было такое обилие партий, что мы иногда даже путались, кто вообще за кого. А подход мой прост: всё, что конструктивно, будет мной поддержано, независимо от того, чей депутат это предлагает. И на конструктивную критику будем реагировать. Нам она только на пользу. А вот будет ли польза крымчанам от прихода оппозиции - это уже вопрос не к нам. Ответить на него предстоит коллегам из оппозиционных партий.

- Среди тех, кто пришёл в Госсовет от оппозиционных партий, есть перспективные политики? На ваш субъективный взгляд?

- Я не хочу никого хвалить. Время покажет. Пять лет - очень длинная дистанция, все смогут проявить себя. Мы даже почувствовали к концу прошлого 5-летнего срока своего рода «усталость». Выборы дали нам моральную подзарядку, в которой мы нуждались. Команда сформирована, понимание задач, которые стоят перед нами, есть. Состав фракции серьёзно обновился, есть новые интересные лица.

- То есть эта та команда, которая приведёт нас к «Крымской мечте»? Хотя, наверное, пять лет - слишком малый срок для исполнения мечты? Мечтать-то всё-таки принято о великом.

- Я всегда начинаю с себя. Моя мечта как человека, как крымчанина, выглядела бы бледно на фоне того, что уже сделано. Кто мог представить себе Крымский мост? Новый аэропорт? Трассу «Таврида»? Это же просто эпохальные объекты! И даже если бы ничего больше не было сделано, даже если бы после этого нам с Аксёновым пришлось бы прощаться и сдавать дела, уже наша жизнь прошла не зря. Мы с Сергеем Валерьевичем уже к настоящему времени, без всякого хвастовства могу сказать, сделали для Крыма больше, чем любой другой политик современности. Вот так получилось. А теперь перед нами уже новые задачи. Да, меня иногда упрекают, говорят, что мол «загнули», замахиваясь на «мечту». А как же иначе? Так и нужно! Мечты сбываются, для этого просто надо прилагать усилия, выкладываться полностью. Вот здесь, в этом кабинете, мы мечтали вернуться в Россию. На меня тогда многие смотрели с сомнением, не верили. В Крыму мечты сбываются - доказано жизнью! Сейчас приезжаешь в некоторые сельские поселения, а они изменились до неузнаваемости… Разве это не мечта? Конечно, всегда найдётся кто-то, кто скажет, что этого мало, что надо всё «хрусталём застлать» и «золотом покрыть». Может быть, ведь лучшему конца нет. Но наша крымская мечта более практична, и мы с Сергеем (Аксёновым. - Ред.) её чётко сформулировали: инфраструктурные проблемы для нас первичны. Дальше проблем много: это и бизнес-среда, и экономика… Жизнь непрерывно ставит задачи одну за другой. И любой следующей команде власти всегда будет, о чём мечтать и над чем работать.

- Вы затронули опасную тему зарплат. Для многих из нас это больной вопрос сегодня. Но какие у вас есть инструменты? У нас больше половины работающих занято в частном бизнесе. Вы же не можете просто взять и приказать жлобу-частнику платить работникам больше.

- Я вам скажу откровенно: наверное, я не очень «удобный» спикер. Потому что я в прошлом всю свою жизнь занимался предпринимательством. Начал работать в 16 лет, пошёл на тяжёлую работу, куда подростков не брали, и с тех пор прошёл весь путь. Я знаю, что такое зарабатывать деньги. Сегодня, когда говорят, что надо повышать зарплаты, я отвечаю: да, безусловно, надо! Но это не задача для Санта-Клауса или старика Хоттабыча. Рынок - жёсткая штука. Вы выбрали рыночную экономику. Был Советский Союз, была зарплата, которая многих устраивала. Всё разломали! И не надо говорить, что «это не я». А кто? Инопланетяне? Я тоже могу сказать, что лично не разламывал клубы и детские сады, которые сам же и строил. Но всё это произошло. Из этого и надо исходить. Выбирая рыночную экономику, читайте Карла Маркса. Я его прочитал, не поленился, многое становится понятнее. И когда президент говорит, что нужно поднять зарплату, то для этого нужно повысить производительность труда. Нельзя платить незаработанные деньги. Во-первых, людей это расслабляет, а во-вторых, всё сразу же съест инфляция. Что может сделать власть? Наши возможности ограничены, но кое-что мы можем. Вот с одной задачей справились, это - создание рабочих мест. Все быстро забывают, что ещё недавно их не было: частичная занятость была повсюду, тысячи крымчан уезжали на заработки. А зарплаты по 800 гривен в больницах и школах? А задолженности по зарплате бюджетникам по три месяца? Забыли? Сегодня этих проблем уже нет, главный вызов - нехватка рабочей силы. Вакансию водителя в объявлениях можно найти с зарплатой в 60 тысяч. Есть зарплаты и по 200 тысяч в Крыму. Законные, со всеми налогами, и они не для чиновников.

- Но это всё-таки не массовое явление.

- Конечно, но такие примеры тоже показательны. Как сделать так, чтобы повысился средний уровень зарплат? Есть целевые показатели заработной платы в медицине и образовании. И здесь результаты у нас есть. Помните, было разбирательство, какая зарплата в школах? Все ведь забывают, с чего мы начинали. Теперь, когда я спрашиваю, зарплата там в среднем 35-40 тысяч. Я глубоко убеждён, что надо больше. Но я против того, чтобы регулировать зарплаты без учёта уровня доходов республики. Положение улучшается, экономика растёт, цифры об этом свидетельствуют. 17 миллиардов собрали в 2014 году (своих денег), 54 - в 2018-м, а в этом году идём с опережением в 6 миллиардов за 7 месяцев. То есть на конец года будем иметь «десяточку» плюсом. Вот путь, по которому надо идти. Чем больше мы зарабатываем, тем, в конечном счёте, выше доходы граждан. Правительство Аксёнова при любой возможности инициирует повышение социальных выплат. Это сотни миллионов рублей, выданных крымчанам. Второй канал, по которому можно влиять на уровень доходов, это заработная плата в бюджетной сфере. Здесь мы, к сожалению, ограничены федеральными нормами, а свои внутренние возможности у нас небольшие, потому что мы - дотационный регион. В таких богатых регионах, как Татарстан или Краснодарский край, много своих региональных программ. Например, в Краснодаре есть региональная программа надбавки медработникам. Надбавки достигают 30% зарплаты. Но чтобы нам такого добиться у себя, мы должны перестать быть дотационными. Важная задача - создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Вот всем этим должна заниматься власть. Когда растёт экономика, тогда и доходы населения растут, и крепнет вся рыночная среда. Главное условие роста доходов - повышение производительности труда. Президент чуть не каждый день об этом говорит. Вот над чем мы должны неустанно работать. Растёт производительность труда - растёт и прибыль предприятия, и почему бы тогда собственникам не поделиться частью дополнительной прибыли с работниками, если появляется возможность?

- А зачем бизнесмену повышать производительность труда, если ему «и так хватает»?

- Не хватает. С условиями ведения бизнеса у нас далеко не всё гладко. За время предвыборной кампании мы насобирали целый ворох проблем, с которыми люди сталкиваются каждый день. Давление на бизнес неожиданно выросло. Выросло количество проверок по разным надуманным и ненадуманным поводам, всякого рода согласований и так далее. Бизнес в итоге сам бюрократизируется, потому что вынужден нанимать целые команды специалистов по взаимодействию с чиновниками, чтобы преодолевать административные барьеры. А это дополнительные затраты, которые сокращают прибыль, которой бизнес мог бы делиться с работниками. С невероятной скоростью плодятся всякого рода вспомогательные платежи. Суммы относительно небольшие, но из-за их количества, они тоже ложатся бременем на предпринимателя. Поэтому бизнес у нас сейчас «тяжёлый», много банкротств, брошенных строек. Не стоит забывать и о том, что Крым - «санкционный» регион. Всего два банка. И я лучше не буду говорить, каково с ними работать. Кто пробовал, тот знает… Конечно, правительство делает, что может. Разрабатываются программы поддержки, это как укол в вену - прямая помощь наиболее эффективна. Но проблема облегчения условий ведения бизнеса президентом России отмечена как первостепенная. Мы, к сожалению, тут мало, что можем изменить, пока не внесены соответствующие изменения в федеральные законы. Радикальные изменения должны идти сверху. Нужен рывок, чтобы переломить ситуацию.

- Но вы уверены, что справитесь и сдвиги всё-таки произойдут? Ведь тут многое зависит не только от нас, но от позиции федерального центра...

- Да, я убеждён. Мы обязаны справиться! Нам необходим рывок. Всё ведь исторически предопределено. Страна экспортно ориентированная. В Российской Федерации все с утра смотрят, какие сегодня цены на нефть. На этом все социальные выплаты, бюджеты выравнивания и так далее. Система устойчивая, потому что нефть и газ продаются устойчиво, но внутренний рынок, внутреннее потребление растёт. Но не теми темпами, которые можно признать нормальными. Вот когда вся одежда на вас будет симферопольских производителей, вот тогда я пойму, что мы очень многое сделали на пути прогресса. А сегодня загляните в любой магазин - Турция, Китай, Европа. В Москву вообще приезжаешь как на Запад - магазинов с названиями на русском языке очень мало, сплошь иностранные вывески. Я сходу насчитал таких 16.

- Нет ли такой опасности, что по мере улучшений условий ведения бизнеса к нам будут заходить предприниматели и компании с материка, которые попросту вытеснят местных? У них ведь за плечами не пятилетний опыт работы в условиях российского законодательства, доступ к кредитам - не чета нашему, стартовый капитал… Условия заведомо неравные.

- Есть такая опасность. Она объективно существует.

- Но и тормозить их, значит, мешать развитию бизнеса. А как помочь нашим?

- Это рынок. Вот он такой. Если отменят санкции и зайдут сюда крупные западные компании, которые делают из всякой гадости и красиво рекламируют свою продукцию, они всех задавят. Так было в 2013 году. У нас ведь тогда и сельхозпроизводства не было в таких объёмах, как сейчас. Сбыта не было, аграрии мне постоянно жаловались, что некуда реализовывать продукцию. А сейчас посмотрите, как у них сияют глаза! Они начали зарабатывать, продукция «сделано в Крыму» пользуется популярностью в России и расхватывается на ура.

- Проблемы всё равно остаются. Наша газета рассказывала грустную историю о том, как наши крымские производители натуральной продукции 4 года пытались конкурировать с производителями суррогатов, но в конце концов потерпели поражение и вынуждены сворачивать бизнес.

- Когда зайдут западные гиганты, с ними даже те наши дельцы, кто гонит суррогат, не смогут конкурировать. Потому что они получают колоссальные дотации, у них нулевые кредиты. Совершенно неравные условия для конкуренции. Так они завалили Украину, где давно ничего своего нет. То же самое они, как только представится возможность, попытаются сделать и с нами.

- Есть шанс как-то этому воспротивиться?

- Будем бороться. Как я уже сказал, поддержка своего, отечественного, производителя - задача власти. Так должна работать власть в каждом регионе: в первую очередь поддерживать своих. Понятно, что если заходит крупный субъект, в котором мы заинтересованы, например, туроператор, мы его тоже поддержим. У нас в туристической отрасли ещё много ниш, которые вряд ли будут заполнены местным бизнесом. Мы обязаны заботиться об интересах всех наших избирателей - и предпринимателей, и потребителей. Кстати, должен сказать, что и многие крымские субъекты предпринимательской деятельности сегодня выглядят совсем не так, как в 2013 году. Наш местный бизнес уже вовсе не беспомощен, он растёт и развивается. Функция власти тут регуляторная - искусственных препятствий мы не создаём никому, поддерживаем дотациями, но не всех подряд, а тех, в ком видим перспективу.

- Немного об организационной стороне этой работы. Изменилась структура парламентских комитетов в новом созыве. Чем эти перемены вызваны?

- Мы постарались максимально оптимизировать структуру президиума под те задачи, которые ставим перед собой в этой каденции. Не перебирая общей численности. Вы, наверное, заметили, что число депутатов, работающих на постоянной основе, у нас не выросло. Мы пошли по пути «больше комитетов, меньше замов». Как поднимать здравоохранение без профильного комитета, когда такое количество жалоб? Раньше был комитет, который занимался и здравоохранением, и вопросами социальных выплат. Но при таком невероятном количестве проблем в медицине ими должен заниматься отдельный комитет.

А что касается информполитики… Вы посмотрите, что происходит в соцсетях! Информационная помойка! Там, конечно, можно найти полезные зёрна, как на любой свалке, но всё буквально похоронено под мусором. Это совершенно нездоровая ситуация, вместо того чтобы служить человеку, помогать, информационная среда в её нынешнем состоянии только дезориентирует нашу молодёжь.

- К тому же в информпространстве активно работает враг.

- Я как раз собирался об этом сказать, вы меня опередили. Это очень хорошо, что мы с вами говорим на одном языке и понимаем суть проблемы. А о качестве связи в Крыму можно не рассказывать - все и так знают. К сожалению, есть объективные причины, тут не всё от нас зависит, но новообразованному комитету будет над чем работать.

Комитет по народной дипломатии и межнациональным отношениям - обратите внимание на порядок слов в названии. Во-первых, народная дипломатия для нас сейчас очень важна. А во вторых, я уже говорил, что, по-моему глубокому убеждению, настала пора прекратить называть народы, живущие в Крыму, «депортированными». Программы помощи и поддержки будут продолжаться, а делить, клеить ярлыки по национальному признаку нельзя. Когда ребёнку с детства прививают комплекс жертвы или даже комплекс вины, это недопустимо. Все крымчане - равноправные граждане нашей огромной страны. Не надо стыдиться своей истории, надо просто её знать. И не надо никому ставить штампы с детства. Это всё пережитки украинского периода, «джемилёвщина», когда людям прививали эти комплексы, чтобы сделать послушными рабами. С этим покончено. И мы, уважая друг друга, строим наш общий крымский дом. Народная дипломатия для нас - очень важный вид деятельности. Вы же видите, тема Крыма не сходит со страниц зарубежной прессы. Нам нужно рассказывать правду о нас, несмотря на все барьеры, которыми нас пытаются огородить. Кто бы ни приезжал сюда, они приезжают одними людьми, а уезжают другими. После посещения мемориала в совхозе «Красный» иностранцы выходили и плакали, говорили «теперь мы вас понимаем». И они едут и едут к нам, им интересно. И рассказывают правду у себя дома, хотя это и трудно. Вот помните Тьери Мариани? Он стал депутатом Европарламента и уже выступает там, в защиту правды о нас. Потому что своими глазами всё видел. Это очень важная задача - рассказывать правду.

- Несколько слов о смене структуры исполнительной власти в этой каденции. Слухов по этому поводу было немало, вы их уже почти развеяли, но стоит объяснить ещё раз, с чем связано разделение постов главы республики и председателя правительства .

- Я стал руководителем в 1988 году, ещё молодым человеком. У меня огромный личный опыт, и я внимательно изучаю законы управления. Так вот, то, как работал Сергей Аксёнов в прошлые 5 лет, это - работа на износ в прямом смысле. Выстраивание отношений с федеральным центром, особенности переходного периода, тысячи объектов в Крыму, не сотни, тысячи! Он как настоящий лидер боролся с утра до ночи, зачастую и выходные проводил на работе. Теперь настало время более рационального распределения усилий. Глава республики займётся той работой, которую за Аксёнова не сделает никто. Взаимоотношения в международной сфере - мы, по-прежнему, «санкционный» регион, на нас постоянно идёт массированная информационная атака. Это особая ответственность губернатора - каждый день он на войне. Взаимоотношения с федеральными институтами, определение самой стратегии руководства - тоже его прерогативы. Но всю текущую работу можно делегировать. Политически абсолютно ничего не меняется. Аксёнов как за всё отвечал, так и отвечает, он - глава республики.

- И последний вопрос. Каденция только начинается, а год уже заканчивается, на дворе осень. С точки зрения стратегического планирования, что в этом, уже уходящем, году будет самым важным, прежде чем год закончится?И конечно, возможны ли какие-то сенсационные неожиданности?

- Понимаю вашу специфику, но сенсаций не могу пообещать. До конца года не предвижу никаких «сюрпризов». У нас программ финансовых много, бюджет хороший - работать есть, с чем. И реализовывать обещания, данные избирателям, есть, с чем.

Формирование власти - самая главная задача. На местном уровне некоторым кажется: вот, мол, нет ведь у вас никого такого же авторитетного, как я, значит, никуда вы не денетесь. Так не получится. Попадём во временную ловушку: проблемы нам создадут, а на то, чтобы из них выбраться, уже не будет времени. Глава республики первый с нас за это спросит. А уж избиратель в итоге спросит со всех наверняка. Другое дело, где взять людей, способных вести за собой. Вот это колоссальная проблема. Сейчас будем на всех уровнях, на региональных, на партийных формировать кадровый резерв.

- А есть из кого? Мы в России всего 5 лет…

- Люди есть, если не находим, значит, просто не там их ищем. Не нужно искать, там, где уже искали. Нужно идти в другую среду. Конечно, кадровые риски всегда существуют, но я уверен, что нужные нам люди в Крыму есть, и мы их найдём.

 

Беседовал Николай Филиппов, газета «Крымская правда» № 178 от 3 октября 2019 года 

 

Ссылка для блогов